Статьи
08.02.2015

«Левиафан» Звягинцева — фильм не для развлечения

«Левиафан» Звягинцева — фильм не для развлечения

Тему о противостоянии маленького человека и бюрократического государственного механизма нельзя назвать новой. Но режиссер фильма «Левиафан» изначально не претендует на оригинальность. Больше того, он открыто заявляет, что идея почерпнута из реальных газетных статей, освещавших историю, произошедшую однажды в загнивающей Америке. Почему же бутафорский дом главного героя возвели для съемок в российской глубинке? Чтобы подчеркнуть актуальность общечеловеческой проблемы. Все мы — Земляне, дети Адама, все мы изгнаны из рая, ищем иллюзорное счастье в мире стяжательства, где правят бал Зависть, Жадность и Произвол.

Очень трудно сохранить веру в высокие идеалы, когда очевидная несправедливость признается правдой, когда слуги народа и Бога открыто поклоняются Мамоне. Фильм «Левиафан», безусловно, станет новым хитом киносезона уже потому, что многие хотели бы его запретить.

После получения награды от жюри каннского фестиваля Андрей Звягинцев оказался в сложном положении: патриотически-настроенные отечественные кинокритики, политики, общественные деятели считают режиссера едва ли не предателем Родины. Ситуация до боли знакома. Конечно, каждому, презирающему отечество свое досадно, когда иностранец разделяет это чувство. И всякий российский интеллигент, сердцем болеющий за судьбу страны, в конечном итоге оказывается изгоем в обществе довольных власть предержащих соотечественников. Это правило остается неизменным со времен Пушкина, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Высоцкого… надо ли еще перечислять?

Недовольные критики голосят об избитости сюжета, чернухе, передергивании фактов. В ответ на подобные упреки можно возразить, что идеологическая конфигурация постмодерна диктует главенство подсознательных символов, свободную интерпретацию образов, отказа от веры в прогресс. По сути, фильм «Левиафан» — это качественный набор цитат на тему вечных ценностей. С учетом такой позиции, картину можно считать одним из современных шедевров.

Художественная ценность фильма не подлежит сомнению. Название картины отсылает зрителя к библейским мифам о непобедимом чудовище, перед которым даже хорошо вооруженный опытный воин оказывается совершенно бессилен. Кто не прогуливал на первых курсах института лекции по философии, возможно, вспомнит другой образ, созданный Томасом Гоббсом для характеристики механизма государственного управления.

Сценарий написан добротно. Сюжет максимально приближен к реалиям быта. Каждый актер на своем месте и справляется с ролью. Операторская работа и монтаж выполнены на высоком уровне. Одно лишь трудно признать — то, что мы видим на экране, к сожалению, не фантастика, не выдумка, не бред сумасшедшего, а наша жизнь. Хотелось бы увидеть боевик с традиционным хэппи-эндом, но Андрей Звягинцев слывет мастером трагедии.

Если массовый отечественный зритель воспримет картину всерьез, открытым сердцем, он рискует попасть в глубокую депрессию и, по примеру героев фильма, уйти в длительный запой. Чтобы защититься от неумолимой правды жизни необходимо придумать хотя бы иллюзию надежды на лучшее, но в сценарии не оказалось ни одной возможности для счастливого поворота судьбы. Если по природе вы не отличаетесь крепким здоровьем и характером неисправимого оптимиста, обратите особое внимание на ограничение +18. Обычно зрителям желают приятного просмотра, но в данном случае такое замечание прозвучит как издевка. Картина тяжела для восприятия и оставляет глубокий след в душе.


Автор: bw4u.ru


Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.

Возврат к списку