Дом и семья |
29 ноября — День без покупок. Объявим мораторий шопингу

Миллиарды лет назад на планете бушевали моря и океаны, спокойно несли свои воды реки и ручьи. Геологические процессы формировали горные системы, богатые полезными ископаемыми. Леса изобиловали буйной растительностью, а животный мир был разнообразен. Потом появилась разумная жизнь и венец творения природы — человек.
Спустя века ресурсы планеты были израсходованы, кислород сожжен, почва отравлена. Вместе с атмосферой исчезли флора и фауна. Планета превратилась в покрытый пустынной серой пылью безжизненный шар, изредка поливаемый кислотными дождями и населенный клонами и роботами.
Это не сюжет из фильма
Заядлого шопоголика не остановит даже апокалипсис! |
Этому негласному празднику предшествует День благодарения, чествуемый в США. Со следующего дня стартуют рождественские распродажи. «Черная пятница» — так нарекли этот день американские водители из-за больших пробок на дорогах.
Идея на день отказаться от совершения покупок родилась в голове канадского рекламщика Т. Дэйва, которого поддержал журналист К. Ласн. Впервые акция проводилась в сентябре 1992 года в Мексике как знак протеста против навязчивости коммерческой рекламы. Акция была направлена также на гуманизацию отношения к окружающей среде. В США День без покупок отмечается в «черную пятницу». Позже эта традиция прижилась во многих странах.
Совпадение даты празднования Дня без покупок с началом предрождественских распродаж не случайно. Инициаторы кампании намеренно совместили эти мероприятия, дабы акцентировать внимание общества на влияние торговой рекламы, превращающей человека в зомбированного шопоголика. Подсознание человека беззащитно перед совершенной системой коммерческого гипноза. Ведь каждый второй, ежедневно посещая супермаркеты или рынки, совершает незапланированные покупки, приобретая массу ненужных вещей.
На старт, внимание, шопинг! |
Задача суточного моратория на любые покупки — призвать человечество выступить против шопинга как средства развлечения, развенчать культ потребительства, излечить от вируса необоснованной привязанности к вещам, изменить психологию потребительского отношения к природным ресурсам. Ведь уже сегодня человечество живет в долг, потребляя земных активов на треть больше, чем может обеспечить планета. Это притом, что 80% всех земных запасов расходует всего лишь 20% населения, живущего в государствах с высоким показателем уровня жизни.
Мусорные свалки, незаконные захоронения производственных отходов, планомерное истощение плодородных черноземов посевами технических культур, генетически модифицированные продукты, глобальное изменение климата — вот последствия современного общества ненасытных «потребленцев».
В том, чтобы пользоваться благами технопрогресса, нет ничего зазорного. Главное не превратиться в придаток этого самого прогресса. Поэтому, присоединяясь к сторонникам антишопинга, можно надеяться, что Землю не постигнет печальная участь планеты Шелезяка.